Владимир Ресин: не мы выбираем время, а время выбирает нас

Строительный комплекс Москвы никогда не прекращал работать, даже в сложнейших условиях 90-х. Так и сегодня, несмотря на финансовый кризис, строительство в столице продолжается, пусть и не в таких объемах, как это было в период недавнего бума. Новоселы переезжают в муниципальные квартиры, дети идут в новые сады и школы. В городе развернуто крупномасштабное строительство дорог и парковок, в том числе по программе «Народный гараж». Руководство города делает все возможное, чтобы сохранить трудовые коллективы, обеспечить строительные организации работой и финансированием. О том, чем жил стройкомплекс Москвы в уходящем году, чего ожидать в году наступающем, в интервью «Столичному стилю» рассказал первый заместитель мэра Москвы, руководитель Комплекса градостроительной политики и строительства Владимир Ресин

– Владимир Иосифович, каким был 2009 год для московских строителей? Что удалось и что не удалось сделать?

– Этот год был очень тяжелым. В условиях дефицита средств существенно были сокращены бюджет и адресная инвестиционная программа. Но не все было так плохо. Во-первых, в этом году, несмотря на кризис, в Москве продолжалась реализация всех градостроительных социальных программ: в столице, как и раньше, строились дома для очередников, молодых семей, жителей сносимых ветхих домов и пятиэтажек. В городе открыты десятки новых детских садов, школ, физкультурно-оздоровительных комплексов, других важных социальных объектов. В 2009 году в Москве активно строились дороги и важные объекты инженерной инфраструктуры. Второе, что мы старались трогать меньше всего, – это доводка уже начатых объектов и поддержание в рабочем состоянии того, что уже сдано.

При этом нам удалось главное – сохранить работоспособность ведущих организаций стройкомплекса и их трудовые коллективы. Мы делаем все возможное для того, чтобы загрузить имеющиеся у столицы производственные мощности и минимизировать последствия кризиса. Огромное внимание решению этих вопросов уделяет мэр Москвы Ю.М. Лужков и правительство города. В прошлом году был сделан хороший задел по проектированию, по подготовке документации. Это позволило продолжить нормальную работу строителей. При этом расходы сократили только по тем статьям, по которым можно было сократить.

Поэтому в этом году темпы строительства в Москве хоть немного, но росли по сравнению с тем, что было в прошлом году. Понятно, что этот рост скорее символический, однако в кризис и этим не грех похвастаться. В этом году мы выйдем на 3 млн кв. метров жилья, из них около 1 млн кв. метров – социального. Такие же объемы горзаказа планируются и на следующий год.

– Вы сказали о том, что столичному стройкомплексу удалось сохранить работоспособность ведущих строительных компаний. Означает ли это, что город оказал им финансовую поддержку?

– Законодательство не позволяет нам напрямую поддерживать компании бюджетными кредитами. Поэтому главной мерой поддержки компаний, которые занимаются возведением социально значимых объектов, был и остается городской заказ на строительство социального жилья. Эти заказы позволяют компаниям работать, платить людям зарплату. Кроме этого, сейчас идет реализация совместной программы с Министерства обороны РФ, направленной на строительство жилья для военнослужащих. Это тоже позволяет нам загрузить московских строителей. Летом этого года прошли конкурсы на строительство 1,5 млн кв. метров жилья под Балашихой и в Подольске. Но спасать нужно только того, кто сам хочет спастись. Те компании, которые в условиях общего снижения стоимости квадратного метра по тем или иным причинам не захотели снизить цену на продаваемую недвижимость, в конечном итоге оказались в крайне сложном финансовом положении.

Взять, например, Марфино – один из новых районов, застройка которого началась совсем недавно. В нем сейчас продается по 20 и более квартир в день! Значит, мы на правильном пути. Кризис, конечно же, нельзя недооценивать. Но и только жаловаться на трудные времена не годится.

– Средняя цена квадратного метра в Москве в этом году снизилась и составляет теперь около $4 тыс. Как вы считаете, будет ли эта цена меняться?

– Говорить, что цены будут расти или падать – неблагодарное дело, наверняка этого не знает никто. Наша задача – увеличивать темпы и объемы строительства. А чем больше будут покупать, тем больше возможности строить и, соответственно, снижать цену.

– Столица завершает в этом году строительство домов для обманутых вкладчиков…

– Совершенно верно! В эти дни заканчиваются отделочные работы последнего дома для обманутых соинвесторов на Ленинском проспекте, 111. Мы можем теперь быть спокойны: семьи, оказавшиеся под угрозой остаться без денег и без крыши над головой, обрели свой дом. Город помог построить эти дома за счет своих ресурсов. Между прочим, кое-кто критиковал мэра за это решение. Но представьте себе, что было, если бы его не приняли? Обманутые дольщики годами судились бы с недобросовестными фирмами, скитаясь тем временем по чужим углам.

– В прошлом году некоторые компании попали в сложное финансовое положение и вынуждены были расплачиваться по кредитам заложенными в банках объектами. Приведет ли это к появлению в городе «долгостроев»?

– Мы жестко следим за тем, чтобы «долгостроев» в городе не появлялось. В правительстве Москвы создана специальная комиссия, которая занимается объектами, строительство которых приостановлено или замедлилось. Под особым контролем мы держим те дома, в которых есть финансовое участие физических лиц. Кстати, там далеко не всегда у инвестора есть финансовые проблемы. Часто не хватает согласований, разрешительных документов. Комиссия оперативно решает все эти вопросы.

– А как вы относитесь к тому, что банки фактически стали инвесторами многих московских строек?

– В том, что банки становятся совладельцами недостроенной недвижимости, не вижу ничего плохого, даже наоборот: если банки будут участвовать в инвестиционных проектах, вместо того, чтобы давать кредиты под бешеные проценты, это будет только способствовать развитию строительства в городе.

– В этом году московским строителям была поручена работа над одним из главных долгостроев столицы – Большим театром. Удастся ли сдать его в срок?

– Президент России Д.А. Медведев взял этот объект под свой контроль, создал комиссию во главе с заместителем руководителя своей администрации А.Д. Бегловым, включил в ее состав ряд крупных руководителей страны, привлек Ю.М. Лужкова. Сделано уже многое: фундаменты и закрыт контур. Сейчас работы на объекте ведутся полным ходом, к намеченному сроку – октябрь 2011 года – реконструкция главной сцены страны будет завершена.

– Как решаются транспортные проблемы Москвы? Будут ли в городе строиться новые дороги?

– В Москве развернута масштабная программа строительства и реконструкции дорог. И даже в нынешний, весьма непростой год, строительство дорог продолжается. Работы развернуты по всему городу. Столица решает эту проблему комплексно: в Москве строятся не отдельные дороги, а система, сеть дорог. Благодаря хорошему заделу прошлого года в Москве успешно продолжается строительство ключевых транспортных объектов, в первую очередь – развязок на Звенигородском проспекте и Большой Ленинградке. Наша задача – уже в будущем году открыть бессветофорное движение на всем протяжении Ленинградской трассы: от Кремля до МКАД.

Кроме того, надо четко понимать, что в такой сложной проблеме, как строительство современной транспортной инфраструктуры в Москве, не все решают деньги. Даже если у вас, чисто теоретически, будет неограниченный бюджет, все равно нельзя сделать идеальные дороги за короткое время. Мы не можем весь город перекрыть и везде вести строительство. Эта проблема слишком долго копилась, чтобы вот так за год-два ее решить. Нужна была хорошая продуманная программа, и в прошлом году мэр представил ее на федеральном уровне. Развитие транспортной инфраструктуры – это ведь не только дороги. Это и общественный транспорт. Например, в этом году вводятся три новые станции метро. Проводится эксперимент с выделением полос для общественного транспорта.

Комплексный подход к решению транспортной проблемы невозможен без активизации гаражного строительства. В этом году удалось добиться настоящего прорыва в этом вопросе. Будет сдано в эксплуатацию порядка 144 тыс. машино-мест в гаражах и современных паркингах, в том числе по программе «Народный гараж» – порядка 75 тыс. машино-мест.

– В течение всего 2009 года шла работа над актуализацией Генерального плана Москвы. Были проведены общественные слушания по этому документу. Какова ваша оценка проведенной работы?

– Работа проделана колоссальная. Мы отлично понимаем, что те, кто пришел на слушания, хотели увидеть не просто красивый рисунок на стене, а узнать все, что их интересует, из первых рук. Поэтому на подготовленных экспозициях дежурили специалисты из института Генплана Москвы, а также представители местных властей – управы района и префектуры.

Во время общественных слушаний по Генплану и Правилам землепользования и застройки москвичи внесли порядка 70 тыс. записей. Около 24 тыс. касаются Генерального плана, порядка 18 тыс. – вопросов землепользования и застройки. Изучив замечания, мы поняли, что люди поддерживают программу капитального ремонта и часто просят внести их дом в списки. Москвичи очень заинтересованы в программе по ликвидации некомфортного жилья, суть которой – продолжать снос пятиэтажек несносимых серий. Когда мы до конца года будем формировать эту программу, их замечания тоже учтем. Кроме этого, общественные слушания показали, что жители просят построить порядка 50 новых поликлиник, что в городе не хватает бань… Раньше было много замечаний, связанных с протестами людей против строительства дорог в их районах. Но на ближайшее десятилетие таких проблем у нас не будет: есть сформированный пакет магистралей, где нет возражений граждан. Там, где они есть, мы или принимаем решение отказаться от магистрали, или же записываем те условия, при каких она может строиться.

– Как в Москве внедряются новые энергосберегающие технологии в строительстве?

– В условиях постоянно растущих цен на энергоносители вопрос энергосбережения для нашего города стоит по важности на одном из первых мест. Работы в этом направлении ведутся уже достаточно давно. Так, например, первые энергосберегающие дома уже построены в новом экспериментальном районе Куркино. В полной мере все вопросы энергосбережения учитываются при широкомасштабном капитальном ремонте жилых домов в городе. То, что уже сделано, позволит в будущем году отказаться от использования миллиарда кубометров газа.

Почему нам удалось это сделать? В старых домах делаем вентилируемый фасад, меняем старую аппаратуру. В новых домах применяем новые технологии заделки швов, теплоизоляции, вставляем теплосберегающие оконные стеклопакеты, энергосберегающие конвекторы и лампы.

Но мэр Москвы Ю.М. Лужков ставит вопрос шире: он считает, что в будущем мы должны строить так, чтобы в перспективе каждый новый дом максимально обеспечивал сам себя теплом за счет альтернативных источников. Это заключается в конструкции самого дома, во всех технологиях внутри дома, вплоть до возврата тепла снова в дом и переработки отходов. Сегодня это может показаться очень смелым проектом. Но это реальность. За этим будущее.

– Каковы ваши прогнозы на будущий год? Изменятся ли приоритеты городского строительства в 2010 году? Продолжится ли в Москве строительство уникальных объектов?

– Что касается приоритетов, то они остаются прежними: мы будем расселять ветхие дома и пятиэтажки, строить социальное жилье, новые школы, детские сады, поликлиники, дороги… Как я уже говорил, мы сохраним уровень текущего года по всем социальным параметрам, 2010 год будет переломным годом для вхождения в нормальный режим работы. В 2012 году мы должны завершить программу сноса пятиэтажек. Сейчас – принимаем программу по некомфортному жилью, которой займемся в ближайшее время. В будущем году вдвое повысим объемы ввода машино-мест по программе «Народный гараж». Планы составлены так, чтобы сохранить занятость москвичей, сохранить заработную плату с учетом инфляции и сохранить все основные направления развития города, которые мы предусматриваем в Генплане до 2025 года.

Если говорить об уникальных объектах, таких как строительство «Москва-Сити», упомянутая выше реконструкция исторического здания Большого театра и т.д., то их реализация идет полным ходом, и в самом скором времени они будут завершены.

– Вы сказали, что все приговоренные к сносу пятиэтажки будут снесены уже в 2012 году. А какой будет судьба оставшихся зданий этой эпохи?

– После ликвидации самых ветхих пятиэтажек город планировал снести или реконструировать дома несносимых серий. Не отказались от этих планов и сейчас; недавно принята новая городская целевая программа сноса некомфортного жилья. В нее войдут дома, которые невозможно привести в приличный вид, а также те, что независимо от качества, мешают полностью реконструировать микрорайон. Вместе с тем в Москве очень много домов, которые, если перетряхнуть их внутренности, осовременить и утеплить фасады, заменить инженерные сети и провести благоустройство территории, ни в чем не уступят новым. Конечно же, мы будем их реконструировать и ремонтировать.

– А сколько в Москве некомфортного жилья?

– Всего в столице более 32 млн кв. метров некомфортного жилья, к сносу предусматривается 22 млн. Около 10 млн кв. метров – это хорошие крепкие дома, которые будут капитально отремонтированы.

– И еще один вопрос. Что делается в Москве для перехода строительных организаций столицы к саморегулированию?

– Это очень важный вопрос, решение которого должно быть завершено до конца 2009 года. Координационный совет, который занимается созданием системы саморегулируемых организаций в стройкомплексе Москвы, уделяет особое внимание тому, чтобы формирование таких организаций отражало реальную структуру градостроительного комплекса и удовлетворяло тем задачам, которые будут поставлены в рамках городских программ развития.

На сегодняшний день в столице работает более 2 тыс. организаций, которые в целом успешно решают задачи строительного обустройства развития города. Все они – важные элементы общего механизма под названием градостроительный комплекс города Москвы. Нельзя допустить, чтобы при формировании системы саморегулируемых организаций произошло «растаскивание» строительных организаций по отдельным, пусть даже и объединенным единством технологических процессов, видам деятельности.

– В 2009 году вы стали первым, кто получил из рук Патриарха Кирилла высокую награду Русской православной церкви – знак «Храмостроитель». Что значит для вас эта награда?

– Не мы выбираем время, а время выбирает нас. Мне посчастливилось возглавить стройкомплекс Москвы в тот период истории, когда в столице России после долгого перерыва стали снова строиться церкви, причем сразу всех основных конфессий. Одним из самых главных проектов, в реализации которых пришлось принимать участие, я считаю воссозданный храм Христа Спасителя. Я вложил в него частицу своей души. Ответственность была огромная. Мы построили его за пять лет, и я отношусь к нему очень трепетно.

Сложно преуменьшить значимость этого проекта для Москвы и москвичей. Он уникален и по архитектуре, и по технологиям, призванным воссоздать утраченную святыню максимально близко к оригиналу. Однако храм уникален не только этим. Один только факт, что он был полностью построен на пожертвования, без копейки бюджетных денег, говорит о том, как много он значит для людей!

– Приближаются новогодние и рождественские праздники. Что вы пожелаете москвичам?

– В новом году от всей души желаю всем, кто строит, и всем, для кого мы строим, новых проектов, интересной работы, а главное – здоровья, счастья и удачи во всем!

Источник: Индикаторы рынка недвижимости

Вступить в СРО