СРОчный переход
Ведь начало 2010 года, связанное с переходом от лицензирования к саморегулированию, сулит участникам рынка совсем другую жизнь.
На пороге новой жизни
Как известно, Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес большие коррективы в деятельность строителей. Действие всех лицензий на осуществление инженерных изысканий, проектирование и строительство зданий и сооружений закончится с наступлением нового 2010 года, а на строительной арене появится новый участник – саморегулируемая организация (СРО). Причем не одна, а множество. Именно они возьмут на себя роль Федерального лицензионного центра, но будут выдавать своим членам уже не лицензии, а свидетельства о допуске к тем или иным видам работ.
Статус СРО может получить любое некоммерческое партнерство (НП), основывающееся на членстве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Но все не так просто, как кажется. Если НП не наберет в свои ряды минимум 100 участников, то в качестве СРО его не зарегистрируют. А как же тогда быть остальным 99 строительным организациям, которые, заплатив внушительные взносы, уже оформили свои отношения с некоммерческим партнерством? Набраться терпения и ждать или искать новое СРО? Здесь и эксперты, и чиновники склоняются к однозначному ответу: подходить к выбору саморегулируемой организации нужно ответственно, ведь предпринимателям не гарантировано, что выбранное ими некоммерческое партнерство обязательно объединит 100 членов и получит статус СРО.
Для того чтобы у участников строительного рынка возникало как можно меньше подобных вопросов, в Москве был создан Координационный совет СРО, который возглавил руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин. «Одним из результатов работы Координационного совета будет подготовка предложений по совершенствованию законодательства, что позволит создать правовые условия для более эффективного формирования и дальнейшей работы саморегулируемых организаций», - заявил В.Ресин.
«Работа нам предстоит огромная и очень ответственная, тем более что вестись она будет в условиях крайне ограниченного времени, - считает он. Глава стройкомплекса также отметил, что «при формировании системы саморегулирования необходимо сохранить целостность и управляемость строительного комплекса города, в состав которого сегодня входят более двух тысяч организаций, разных по количеству работников и объему выполняемых работ, но одинаково необходимых для Москвы».
При этом процесс объединения компаний заметно активизировался. За последний месяц в Москве зарегистрировано почти такое же количество саморегулируемых организаций, как за предыдущие полгода. Значит ли это, что система заработала?
Президент ассоциации строителей России Николай Кошман уверен, что для эффективного функционирования строительного рынка в СРО должны объединиться не менее 50-70 тысяч компаний. Однако на данный момент зарегистрировано только 42 строительные СРО, куда входит всего около шести тысяч компаний из 260 тысяч, имеющих лицензии.
СРОйными рядами
При этом процесс объединения компаний заметно активизировался. За последний месяц в Москве зарегистрировано почти такое же количество саморегулируемых организаций, как за предыдущие полгода. Значит ли это, что система заработала?
Для того чтобы носить почетное звание члена СРО, одного желания мало. Помимо этого необходимо располагать денежными средствами, квалифицированным кадровым составом, а также технически оснащенной базой.
Особые требования теперь предъявляются к профессионализму сотрудников. Ведь в результате нововведений составляется не два списка: работ и специалистов, которые их осуществляют, а единый перечень. Причем для каждого вида работ должно быть в наличии не менее трех человек инженерно-технического состава, обязательно имеющих высшее образование. Поэтому все списки, а также дополнительные документы: копии трудовых книжек, дипломов, свидетельств о повышении квалификации, подвергаются детальной проверке экспертов саморегулируемой организации.
Заключительную точку ставит независимый специалист (представитель экспертной организации, с которой у СРО заключен договор), выезжающий на место и уточняющий фактическое наличие производственных мощностей, присутствие необходимых специалистов, а также их соответствие квалификационным требованиям. Такой подход, по мнению законодателей, позволит проследить, кто «в ответе» за определенные виды работ, и не допустить появления «мертвых душ» на строительных площадках.
Несомненным «плюсом» свидетельства о допуске является возможность исключить некоторые виды работ, если в ходе проверки выявится несоответствие необходимым параметрам, не лишая тем самым фирму права продолжать свою деятельность. Кроме того, предусмотрена возможность в случае необходимости расширить перечне разрешенных работ. Правда, без дополнительных денежных затрат при этом не обойтись, поскольку в некоторых СРО размер ежегодного членского взноса организации напрямую зависит от количества работ, включенных в свидетельство о допуске.
Но главное его отличие от лицензии - отсутствие «срока годности». Однако не стоит заблуждаться, что про компанию, получившую допуск, забудут на несколько лет. В отличие от Федерального лицензионного центра, который проводил в основном только документарную проверку один раз в пять лет, контрольная группа СРО будет проводить фактические ревизии ежегодно.
Специалисты утверждают, что такой эффективный контроль станет препятствием на пути фирм-однодневок, которые, получив заказы, уже не смогут уклониться от исполнения обязательств. Ведь, как подчеркивают авторы инициативы, «основная цель введения института саморегулирования - очистить рынок от недобросовестных строительных компаний, позволив работать «серьезным игрокам, знающим правила игры».
Безопасность превыше всего
Под серьезными игроками, конечно, подразумеваются крупные и стабильно развивающиеся компании. Получается, небольшим организациям, темпы строительства которых и так приостановлены в связи с кризисом, дорога в светлое строительное будущее закрыта? Мнение «саморегулировщиков» таково: если фирма вовлечена в процесс работ, оказывающих влияние на безопасность капстроительства, она обязательно должна войти в СРО.
И действительно, со статистикой не поспоришь. В России только за последние 4 года в результате несчастных случаев в строительстве погибли 3904 человека. 85-90% аварий происходит во время эксплуатации зданий. Однако, когда начинают расследовать их причины, в большинстве случаев всему виной ошибки, допущенные как на ранних стадиях строительства (изысканиях, проектировании), так и на стадии самого возведения зданий. Поэтому колоссальную важность приобретают вопросы контроля надежности и ответственности компаний еще до выхода на строительную площадку. И их решением как раз должен заняться институт саморегулирования строительной отрасли.
Но главное достоинство новой системы - это коллективная ответственность всех членов СРО за результаты работы каждого. В случае если один из них не сможет самостоятельно исправить допущенный промах, для покрытия ущерба будет использоваться так называемый компенсационный фонд. Однако законом строго установлено, что размер средств фонда не может уменьшаться (он должен быть не менее 30 млн рублей). Иными словами, за виновника придется расплачиваться остальным, более ответственным членам. Вот здесь и начинает действовать самый эффективный инструмент - каждый член СРО будет кровно заинтересован в «чистоте рядов» своей саморегулируемой организации, а значит - к каждому вновь примкнувшему будут предъявляться серьезные и обоснованные требования в профессионализме и надежности.
Всему виной белые пятна
В законе четко оговорены финансовые правила вступления в СРО. Одним из факторов, сдерживающих процесс более быстрого формирования новых организаций - существенные членские взносы. «Входной билет» обойдется фирме минимум в 400 тысяч рублей: 100 из них пойдет на оплату вступительного взноса и 300 тысяч - в компенсационный фонд. Кроме того, придется позаботиться о заключении договора о страховании профессиональной ответственности. Если фирма, вступающая в СРО, не захочет страховать свои риски, то сумма взноса в компенсационный фонд возрастет до 1 миллиона!
Помимо прочего требуется платить ежегодный членский взнос, сумма которого устанавливается различными СРО по-разному: в зависимости от выручки, от количества видов работ, указанных в допуске и т.п. В любом случае ясно, что и эта сумма не окажется символической. Некоторые эксперты высказывают опасения, что подобная система, и главное размер сборов, закроет дорогу на строительно-проектировочный бизнес некрупным компаниям.
Еще одним серьезным недостатком нового закона является невозможность создания комплексных СРО, которые могут одновременно выдавать допуски на строительство, проектирование и изыскание. Во-первых, все три сферы деятельности очень взаимосвязаны. Например, без обследования зданий, которое относится к изыскательным работам, не обходится ни один проект при реконструкции. Во-вторых, очень многие отечественные компании осуществляют все эти виды работ. В результате организация, получившая допуск на проектировочные работы, вынуждена вступать в другое СРО, еще раз платить все причитающиеся взносы, чтобы получить допуск на изыскания. Но это уже «пробелы» российского законодательства.
Кроме того, по мнению специалистов, принятые в сфере строительства правовые акты зачастую не позволяют однозначно трактовать некоторые понятия. Например, в законе о СРО не прописанны функции генподрядчика, генерального проектировщика и понятие технического заказчика, то есть именно тех специалистов, без которых невозможно современное строительство.
Дороги назад нет
За последний месяц в Москве зарегистрировано почти такое же количество саморегулируемых организаций, как за предыдущие полгода.
Может показаться странным, но в последнее время одной из самых активных тем обсуждения среди участников строительного рынка стал не только финансово-экономический кризис. Строители, проектировщики и другие специалисты отрасли озадачены, можно сказать, гамлетовским вопросом: быть или не быть, а главное - как быть?
Несмотря на то, что до окончания срока действия лицензий осталось менее трех месяцев, около половины строителей и по сей день не имеют четкого представления о процессе саморегулирования. А многие из них до сих пор надеются на продление действия лицензий. Однако первый заместитель столичного мэра, глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин высказался вполне однозначно. «Есть закон, есть указ президента. Не вызывает сомнения, что они должны быть исполнены. Сидеть и ждать, что лицензирование вернется - было бы серьезной ошибкой».
Представители уже созданных саморегулируемых организаций тоже советуют поторопиться. «Так будет лучше для самих строителей», - считают они. Ведь срок рассмотрения документов составляет один месяц, однако в условиях большого наплыва желающих он может существенно взрасти. А чтобы не замораживать стройки, ожидая решения о выдаче допуска, лучше обратиться в СРО заранее.
Однако представители Ассоциации инвесторов Москвы считают сроки введения новой системы получения допусков на профессиональную деятельность организаций и членов СРО юридически несостоятельными. «В стране больше 150 лет существует лицензирование, его формы отработаны десятилетиями, - отмечает Борис Фролов. – Серьезных сбоев не было, и, на мой взгляд, такое оперативное вмешательство в этот вид строительной деятельности ничем не оправдано, хотя есть направления, где действительно это требуется». Он считает, что желательно было предварительно отработать механизм СРО на примере опыта первых добровольно сформировавшихся некоммерческих партнерств.
Но в любом случае, «дело сделано» и назад дороги нет, а время покажет.