Мартин Шаккум: "Проблемы ЖКХ нельзя перекладывать на граждан"

На вопросы читателей Страны.Ru ответил глава комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум. По его словам, саморегулирование в области строительства позволит попасть на рынок только серьезным компаниям, которые обеспечат не только качество, но и решение проблем обманутых "дольщиков". Депутат уверен, что создание стройкооперативов позволит увеличить объемы строительства и снизить его стоимость.

- Почему федеральные власти ничего не делают, чтобы остановить беспредельный рост цен на услуги ЖКХ? Василий

- Уважаемый Василий! В последний период законодательство в области регулирования тарифов на услуги ЖКХ в части введения дополнительных механизмов по ограничению роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения было существенно изменено. Начиная с 2006 года, депутаты ввели процедуру ежегодного установления Федеральной службой по тарифам предельных индексов изменения тарифов на услуги ЖКХ по каждому субъекту Российской Федерации. В результате рост платежей населения за жилье и услуги ЖКХ в 2006-2008 гг. не превышал 18-20%. Тогда как в 2005 году рост тарифов составил 35%.

По моему мнению, в условиях финансового кризиса было бы неправильно перекладывать проблемы неэффективного управления коммунальным хозяйством на плечи граждан.

Ситуация с тарифами на коммунальные услуги имеет слишком серьезные социальные и общеэкономические (рост инфляции) последствия и должна контролироваться государством.

В конце 2008 года Госдума приняла внесенные мною поправки в ряд федеральных законов, которые дают возможность Федеральной службе по тарифам установить предельные индексы роста тарифов на коммунальные услуги для населения с учетом региональных особенностей. В этом случае региональные власти устанавливают тарифы для населения, не превышая этих предельных уровней.

При этом хочу подчеркнуть, что завышение регулируемых цен и тарифов, несоблюдение предельных индексов роста цен и тарифов на услуги ЖКХ будет наказываться весьма существенными штрафными санкциями в соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в настоящее время успешно функционирует государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Цель создания этой корпорации - проведение рыночных преобразований в отрасли. Хочу подчеркнуть, что одними из условий оказания финансовой поддержки Фондом регионам является ликвидация перекрестного субсидирования, предоставление льгот по оплате услуг ЖКХ в денежной форме. Этот институт также направлен на создание условий для качественного предоставления услуг ЖКХ населению.

- Ваш прогноз в отношении завершения мирового кризиса?!? Артур

- Уважаемый Артур! Мировой кризис, пришедший к нам с Запада, серьезно затронул отечественную экономику. Наша экономика сегодня в начале своего развития, в ней преобладает сырьевой экспорт. Это является фактором повышенной уязвимости перед лицом кризиса. Если цены на высокотехнологичную продукцию (компьютеры, самолеты, механизмы, машины) падают во время кризиса на 30-40%, то цены на сырье снижаются в 3-4 раза, и во столько же раз падает наш фондовый рынок. Сегодняшний кризис был спровоцирован, во-первых, падением цен на энергоносители, и, во-вторых, последовавшим за ним падением фондового рынка.

На мой взгляд, оживление мировой экономики начнется со второй половины 2009 года

. Причем выход из кризиса будет осуществляться по такому же сценарию, как и происходил спад – с роста фондового рынка и роста цен на энергоносители.

- Сегодня прочитал информацию о том, что падение цен на бизнес-жилье намного опережает падение цен на квартиры эконом-класса. Почему так происходит? Вадим

- Уважаемый Вадим! Если сравнивать соотношение цен на примере Москвы, то жилье бизнес-класса с октября 2008 г. (пик цены) к апрелю 2009 года подешевело примерно в той же пропорции, что и жилье экономического класса. Быстрее дешевело элитное жилье, где на стоимость сильно влияют факторы престижности. Спрос на элитное жилье и, соответственно, его цена начали падать раньше, чем цена массового жилья, видимо потому, что в России кризис ощутили, в первую очередь, представители крупного бизнеса, а уже потом остальные покупатели.

- Причина принятия "диверсионного" закона о СРО в стройке? Тем более в кризисное время. Наверное, попытки снять ответственность с Государства… Андрей.

- Уважаемый Андрей! Саморегулирование представляет собой экономический институт - один из альтернатив государственного регулирования рынка, сущность которой заключается в том, что определенная группа экономических субъектов самостоятельно, но в рамках действующего законодательства, устанавливает определенные правила ведения ими хозяйственной деятельности, порядок осуществления контроля за соблюдением установленных правил и применения санкций к нарушителям, а также принимает меры для обеспечения внесудебного разрешения споров.

Существующий институт лицензирования был призван играть роль определенного фильтра для компаний, желающих выйти на строительный рынок, путем определения требований к уровню подготовки сотрудников таких компаний, наличию опыта в данной сфере. В тоже время, предъявляя соответствующие требования к строительным фирмам, ранее действующие нормы закона о лицензировании не устанавливали четкой ответственности лицензирующего органа за последующие действия такой фирмы, в том числе за вред, причиненный такой фирмой при проведении строительных работ. Это привело к тому, что в настоящее время появилось множество "фирм-однодневок".

Основополагающими целями создаваемой системы саморегулирования в строительстве являются, во-первых, усиление ответственности строительных фирм за выполняемые строительные работы путем установления субсидиарной имущественной ответственности СРО за вред, причиненный членом такой организации вследствие недостатков строительных работ, во-вторых, повышение качества таких работ посредством принятия саморегулируемыми организациями стандартов и правил саморегулирования.

В связи с этим систему саморегулирования в строительстве необходимо рассматривать не только как альтернативу системе лицензирования, но и как абсолютно новый этап в развитии строительной отрасли в России.

В связи с введением системы саморегулирования на строительный рынок попадут только серьезные строительные компании, которые будут предоставлять качественные услуги, что также будет способствовать решению проблем с обманутыми "дольщиками".

Комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям проводит постоянный мониторинг практики реализации норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающих правовой статус саморегулируемых организаций в строительстве.

- Насколько я поняла, с 2011 года оплата услуг ЖКХ кардинально изменится. Нас заставят производить два вида оплаты. Первая – за то, что в принципе подключен к услугам. А вторая - повременка, т.е за реально израсходованное. Однако мне кажется, что это очередное вымогательство. Как вы думаете? Ольга.

- Уважаемая Ольга! Введение двух видов оплаты с 2011 года не планируется. Сегодня обе составляющие, постоянные и переменные издержки, входят в тариф, поэтому потребитель не осуществляет двух видов оплаты.

Постоянные издержки - это поддержание в рабочем состоянии производственных мощностей, в нашем случае коммунальных систем (водозаборов, очистных сооружений, насосных станций и т.д.). Эти расходы приходится нести независимо от количества потребляемых ресурсов (той же воды). Переменные издержки рассчитываются примерно пропорциональны объему потребления коммунальных ресурсов (услуг).

Поэтому, по большому счету, разделение тарифа на две составляющих не влияет на сумму тарифа, но позволяет сделать установление тарифа более прозрачным.

В качестве примера - услуги стационарной телефонной связи, которые также состоят из двух составляющих. И даже если вы совсем не говорите по домашнему телефону, вам за него приходится платить.

- Разделяете ли вы идею "Справедливой России" о создании строительных сберкасс? Влад.

- Уважаемый Влад! Этот способ накопления целевых средств для приобретения жилья хорошо известен и достаточно широко используется, например, в Германии. Для нашей страны основные проблемы для внедрения строительных сберкасс связаны с высокой инфляцией, чего нет в европейских странах, и с рисками возможной не очень высокой устойчивостью таких вновь создаваемых кредитных учреждений, как строительные сберкассы. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.

Комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям поддерживает идею о создании строительных сберкасс.

- В антикризисной программе Правительства РФ предлагается такая мера, как увеличение суммы имущественного вычета при исчислении НДФЛ при покупке жилья с 1 до 2 млн руб. При этом уточняется, что выпадающие доходы в данном случае составят около 43 млрд руб. Правительство действительно считает, что в России найдется столько людей, которые смогут купить себе в период кризиса квартиры? Или же эта мера опять рассчитана на "богатых" мира сего? Андрей.

- Уважаемый Андрей! Изменения, предусматривающие увеличение налоговых вычетов при приобретении гражданами жилья, были внесены в конце прошлого года. Несмотря на сокращение сделок на рынке жилья, многие граждане приобретают жилые помещения, например, с использованием ипотеки. То есть указанная мера и в настоящее время является востребованной и актуальной.

Следует отметить большую работу правительства России, банков с государственным участием, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, заключающуюся в реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам граждан, временно потерявших работу. Кроме того, ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ. Правительство будет оказывать поддержку ипотечным заемщикам, имеющим право на получение материнского капитала. Потенциально таким правом могут воспользоваться порядка 88 тыс семей, и на эти цели будет направлено 26,3 млрд руб. из средств федерального бюджета.

- Почему государство добровольно отказалось от регулирования жилищного строительства и позволило превратить жилищное строительство в циничный бизнес, когда строят мало, а продают дорого? Марина.

Уважаемая Марина! Согласен с Вами в том, что жилищное строительство сегодня является достаточно дорогим, уровень доступности жилья для населения оставляет желать лучшего. Это объясняется рядом объективных причин. Так, несмотря на существенное изменение законодательства, в сфере строительства и предоставления земельных участков по-прежнему присутствует значительное количество административных барьеров, не позволяющих удешевить и ускорить жилищное строительство.

Вместе с тем, государство сегодня уделяет много внимания регулированию жилищного строительства. Так, в частности, одними из задач реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" являются увеличение доступности жилья для граждан, обеспечение комфортных и безопасных условий их проживания.

Перед государством стоит задача не просто увеличить темпы строительства жилья, но и обеспечить комплексное освоение новых территорий с обеспечением граждан жильем, местами приложения труда, социальной и инженерной инфраструктурами. Государство не отказывается от регулирования строительного рынка, но оно не ставит целью подменить собой этот рынок.

Основным ограничением, сдерживающим рост жилищного строительства, является дефицит сформированных и обеспеченных необходимой инфраструктурой земельных участков.

Создание в прошлом году Федерального фонда содействия жилищному строительству позволит вовлечь в хозяйственный оборот значительный массив неиспользуемых или используемых неэффективно федеральных земель. Основная задача Фонда - реализация крупномасштабных проектов по строительству индивидуальных домов, которые будут доступны для семей со средними доходами.

Кроме того, первоочередной задачей государства остается строительство и приобретение жилья для выполнения обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами. К таким категориям относятся малоимущие и нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, и другие категории. Только в конце прошлого года на эти цели было выделено более 80 млрд руб.

Другим направлением государственной поддержки строительного комплекса является увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному жилищному кредитованию в размере 60 млрд руб. Указанные средства направлены на выкуп ипотечных кредитов (займов) при условии выдачи кредитными организациями застройщикам или гражданам, приобретающим жилье путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов, кредитов на завершение строительства многоквартирных домов.

- Как вы относитесь к правительственной идее создания строительных кооперативов? Николай

- Комитет поддерживает идею создания строительных кооперативов. Считаю, что

распространение практики создания строительных кооперативов позволит увеличить объемы жилищного строительства, снизить его стоимость.

В настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект № 388150-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу развития малоэтажной жилищной застройки территории". Предлагается на комплексной основе урегулировать отношения, возникающие при участии определенных в нем форм объединений граждан, как по осуществлению ими малоэтажной жилищной застройки территорий, так и по управлению такими территориями. В частности, предполагается определить правовое положение кооперативов малоэтажного жилья, ввести новые формы государственной поддержки кооперативов, установить льготные условия приобретения земельных участков для жилищного строительства.

- Кризис - это благо для будущих собственников жилья или катастрофа? Сергей.

- Уважаемый Сергей! Цены на жилье за последнее время снизились в связи с падением платежеспособного спроса. Для тех, кто уже почти располагал необходимой суммой, снижение цен на 20-30% позволяет сегодня сделать ранее отложенную покупку жилья. Но спад объемов строительства жилья неизбежно снижает его доступность в будущем. Поэтому благом кризис уж точно нельзя назвать.

- Говорят, что сегодня практически невозможно получить в банке ипотечный кредит. Так ли это? И что делают власти, чтобы изменить данную ситуацию с ипотекой? Олег

- Вопросы ипотечного кредитования являются актуальными и важными. Правительство России совместно с банками с государственным участием и Агентством по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу, в том числе в этих целях уставный капитал данного агентства увеличен на 60 млрд руб.

В качестве основных мероприятий правительства России и Центрального Банка по оздоровленной российской экономики в 2009 году предусмотрено предоставление возможности семьям, имеющим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, с 2009 г. направлять указанные средства на улучшение жилищных условий: погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и по займам, в том числе ипотечным.

Что касается ипотечных кредитов, то, например, Сбербанком России установлены процентные ставки по ипотечным кредитам в размере от 13,5% до 15%, при этом необходимо внести минимальный взнос от 20% до 30%. Банком ВТБ24 установлены ставки от 14,6% в рублях и от 11,10% в долларах США, срок кредитования - до 50 лет. Более подробную информацию по поводу ипотечных кредитов можно получить на сайтах соответствующих банков.

- Расскажите, пожалуйста, каким образом, возможно, сэкономить на услугах ЖКХ. Какие существуют методы проверки правильности расчета услуг, присылаемых в квитанциях жителям? Валентина Вячеславовна.

- Уважаемая Валентина Вячеславовна! Прежде всего, надо поставить приборы учета холодной и горячей воды. И перейти на оплату не по нормативам потребления, а по фактическим затратам. Хотя при этом часть общедомовых потерь все равно будут списывать и на вас.

Что касается проверки счетов, то в жилищной организации, обслуживающей ваш дом, Вам должны предоставить информацию о тарифах (стоимости единицы ресурса) и нормативы потребления (какой объем того или иного ресурса закладывается на одного жильца или на единицу площади в месяц). Дальше сверяйте эти значения с теми, что указаны в квитанции.

- Добрый день! Хотелось бы уточнить… Закон в отношении переселения москвичей в Подмосковье - это была шутка или власти действительно хотят выселить всех коренных москвичей в пригород? Ведь, в любом случае, именно коренные жители столицы оказываются самыми незащищенными и бедными по сравнению с приезжими олигархами и прочими. Артем.

- Уважаемый Артем, хочу заверить Вас, что никто не собирается принудительно переселять москвичей в Подмосковье. 2 октября 2007 года принято постановление правительства Москвы № 866-пп "О реализации мероприятий по выполнению социальных жилищных программ города Москвы в 2007 году". В постановлении признано необходимым участие города в качестве соинвестора в инвестиционных проектах по жилищному строительству на территории города Москвы и ближайшего Подмосковья.

Указанное постановление не регулирует вопросы переселения граждан. В соответствии с Жилищным кодексом РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением из-за сноса многоквартирного дома, признанием жилого помещения непригодным для проживания, невозможностью сохранения жилого помещения в результате реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Законом г. Москвы № 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" предусмотрено, что гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, или собственникам жилых помещений предоставляются благоустроенные жилые помещения в жилищном фонде города Москвы на соответствующем праве в районе проживания.

Предоставление жилого помещения вне района проживания осуществляется на основании письменного заявления граждан. Таким образом, переселение москвичей в другие районы Москвы и другие субъекты РФ (Московскую область и т.д.) может осуществляться только с их согласия. Что, в целом, не противоречит федеральному законодательству и не ущемляет прав граждан, подлежащих переселению.

- В связи с сокращением финансирования из бюджета на строительство дорог, будут ли в России не то что строиться новые дороги, а хотя бы ремонтироваться уже действующие, по которым после наступления весны, зачастую, становится невозможно ездить. Аркадий.

- Уважаемый Аркадий! Снижение расходов федерального бюджета на дорожное хозяйство, конечно, не плановая, а вынужденная мера. В условиях, когда вместо ожидаемых ранее 11 трлн руб. доходов в 2009 году прогнозируется резкое снижение поступлений, до 6,7 трлн руб, было необходимо перераспределить имеющиеся финансовые ресурсы. В этих условиях приоритетом должен быть социальный сектор, граждане, а не предприятия или отрасли.

Однако, разумеется, мы не могли позволить себе полностью "оголить" дорожную отрасль. Ведь строительство автомобильных дорог - это одна из основных функций государства. Развитие транспортной инфраструктуры, поддержка ее качества - необходимое условие экономического развития, снижения транспортных издержек производителей. К тому же, дорожные работы формируют спрос на металл, строительные материалы, рабочую силу, технику.

Депутаты Госдумы достигли ряд договоренностей с правительством в рамках рассмотрения проекта изменения федерального бюджета текущего года. Во-первых, мы обеспечили "защиту" от сокращения финансирования тех дорожных объектов, которые имеют высокую степень готовности, могут быть введены в эксплуатацию, приносить полезный эффект уже в ближайшее время. Во-вторых, мы договорились о том, что расходы на содержание и ремонт автомобильных дорог будут сокращены минимальным образом, на 15 %, что, частично будет компенсировано снижением цен на строительные материалы. В-третьих, мы добились возможности для субъектов Российской Федерации тратить получаемые ими из федерального бюджета субсидии на дорожное хозяйство не только на строительство, но и на содержание имеющихся трасс.

Наконец, в ходе длительного обсуждения проекта закона о внесении изменений в бюджет 2009 года нам удалось добиться от Минфина обязательств по предоставлению регионам 25 млрд. рублей в форме бюджетных кредитов на срок до трех лет по льготной ставке (1/4 учетной ставки Банка России) на дорожное хозяйство.

2009 год, безусловно, трудный, но мы сможем обеспечить минимальную поддержку действующей транспортной сети и строить новые дороги. Но это, конечно, полумеры.

Если мы хотим, чтобы автомобильные дороги стали не российской бедой, а действенным инструментом экономического развития, нужно самым существенным образом повышать расходы в этой сфере, а также обеспечивать их высокую эффективность.

К сожалению, существующие сегодня процедуры бюджетного финансирования дорожного строительства не способствуют эффективности. Как правило, средства в строительные организации начинают поступать только в сентябре, когда их удается "освоить", но не эффективно использовать. Эти процедуры обеспечивают контроль за процессом, а не за результатом. В итоге, несмотря на увеличение выделяемых средств, мы строим дорог меньше, чем в конце 90-х годов.

Решению этой проблемы посвящен разработанный группой депутатов, в том числе и мной, законопроект о создании государственной компании "Российский автомобильные дороги". Мы надеемся, что эта структура сможет реализовывать оперативно и с минимальными затратами наиболее сложные проекты в области развития транспортной инфраструктуры

Источник: Страна.РУ

Вступить в СРО